ООП МКДОУ "Гапшиминский детский сад"
Описание образовательной программы
Описание образовательной программы
Программа
направлена на разностороннее развитие детей с 1 года до 7 лет с
учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста, уровня развития необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста
и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Она
является нормативно-управленческим документом дошкольного учреждения,
характеризующим специфику содержания образовательного процесса (его
содержание, формы, применяемые педагогические технологии, методы и
приемы) в ДОУ с учетом ФГОС ДО. Программа охватывает следующие
направления развития и образования детей (образовательные области):
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Программа реализуется не только в процессе
непосредственной
образовательной деятельности, но в ходе режимных моментов с учетом
характерных видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Срок
реализации основной образовательной программы дошкольного образования
МКДОУ«Гапшиминский детский сад» с 2021
г. по 2026 г.
Программа состоит из трех разделов:
целевой, содержательный и
организационный. Каждый раздел в свою очередь подразделяется на обязательную
часть и вариативную, т.е. формируемую участниками образовательных отношений
самостоятельно.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и
планируемые
результаты освоения программы.
В нем представлены цели и задачи основной образовательной программы МКДОУ «Гапшиминский детский сад», основаные на ФГОС ДО, программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и других программ, реализующие региональный компонент.
Включает в себя описание образовательной деятельности в
соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях, с учетом используемых вариативных примерных основных
образовательных программ дошкольного образования и методических пособий,
обеспечивающих реализацию данного содержания, а так же описание вариативных
форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Основная образовательная программа обеспечивает развитие
личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:
Организационный раздел содержит описание
материально-технического
обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности
традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды.
Вариативная часть данного раздела отражает
особенности организации
деятельности ДОУ в соответствии с климатическими и региональными
особенностями. В соответствии с ФГОС ДО в основной образовательной программе
МКДОУ «Гапшиминский детский сад»,
представлены целевые ориентиры дошкольного образования, которые
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ:
Детский сад становится социальным центром помощи семье в
воспитании
ребенка дошкольного возраста. Расширяется спектр доступных педагогам форм
взаимодействия с семьей разнообразные консультации, семейные клубы (кружки),
совместный досуг, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные
мероприятия, праздники, традиции и пр. Они объединяют учреждение и семью в
единое воспитательно-образовательное пространство развития ребенка-
дошкольника.
Это значит, что педагоги и родители должны в процессе общения обеспечить ребенку:
• чувство психологической защищенности;
• доверие к миру;
• эмоциональное благополучие;
• формирование базиса личностной культуры;
• развитие его индивидуальности.
Этот результат
может быть достигнут только при условии взаимодействия
детского сада и семьи. Гармоничное взаимодействие не подразумевает
равнодолевого участия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном
процессе.
Если в
вопросах обучения, образования приоритетная роль принадлежит детскому саду,
располагающему профессиональными кадрами, а в вопросах развития в среднем
ситуация пятьдесят на пятьдесят, то в вопросах воспитания ведущая роль
принадлежит семье.
Однако процесс взаимодействия практически всегда
запускается по инициативе
педагогов. И насколько продуманным будет этот процесс, настолько эффективным
будет и результат.
Современный
родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по
воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были
учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного,
адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта,
мудрости.
По целевым установкам можно выделить три основных направления:
•
мероприятия ДОУ с родителями с целью повышения их
компетенции в
разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей, консультации,
родительские кружки (клубы), мастер-классы и т. и.;
•
мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с
целью лучше узнать
ребенка, наладить содержательное общение. Сюда относятся праздники и
досуги, совместные мероприятия, экскурсии, традиции («Встречи с
интересными людьми» и т. и.);
•
мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью
повышать
инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки
по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по
заданной тематике («Снеговики» и т. п.), дидактические альбомы («Моя
семья», «Домашние любимцы» и т. п.), домашнее коллекционирование с
презентацией в группе и т. п.
Результат взаимодействия оценивается не по количеству
проведенных совместных
мероприятий, а по охвату родителей, их активности и заинтересованности, по
переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали ходить на выставки, в
бассейн и т. п., собирать семейную коллекцию, появились новые семейные традиции
и т. д.); по направленности данных мероприятий и усилий на развитие и
воспитание
ребенка.
Региональный компонент по своей природе многогранен, он
объединяет все
стороны личности: нравственную, умственную, эстетическое и физическое развитие.
Предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
Этому способствует совместная деятельность, интегрируемая в разных сочетаниях
образовательных областей, включая фольклорные праздники и развлечения.